Авиационный спирт: назначение и характеристика
Опубликованно 09.08.2018 13:42
От бывших летчиков и авиамехаников можно услышать немало красочных рассказов о том, как в старые добрые времена они сливали спирт из самолетов и с удовольствием распивали его. Правда ли можно пить такой вид алкоголя, или это все байки? Давайте узнаем об этом, а также более подробно рассмотрим особенности авиационного спирта. Алкоголь и его влияние на организм
Прежде чем более подробно узнать об особенностях изучаемой жидкости, стоит кратко ознакомиться с влиянием алкоголя на человека в целом.
В русском языке в роли синонима к данному термину чаще всего используется словосочетание "этиловый спирт", он же этанол. Именно этот компонент входит в большинство напитков, без которых не обходится ни одно застолье.
C2H5OH (формула этилового спирта) является основным компонентом водки, виски, джина, пива, вина и подобных им. Попадая в организм человека в составе одного из вышеупомянутых напитков, этанол оказывает на него токсическое, а при частом употреблении и наркотическое воздействие. Даже низкие его концентрации в крови оказывают седативный эффект на весь организм. Мышцы расслабляются, возникает чувство эйфории (то самое опьянение) и сомноленция (спутанность сознания).
При периодическом потреблении или злоупотреблении этанолосодержащими напитками может возникнуть наркотическая зависимость. Кроме того, постоянно попадая в организм, этиловый спирт постепенно разрушает печень, желудочно-кишечный тракт, сердечно сосудистую и нервную системы. В отличие от наркотических веществ другого типа, алкоголь действует медленно и почти незаметно. В большинстве случаев его разрушительное влияние проявляется только через десятилетия. Поэтому их нередко приписывают к возрастным заболеваниям, даже не подозревая об истинной причине.
Многие годы существовало мнение, что далеко не все алкогольные напитки вредны. Во многих медицинских журналах расписывалась польза красного вина для сердечно сосудистой системы, благодаря содержащимся в нем антиоксидантам. Однако к началу второго десятилетия двухтысячных уровень технологий позволил ученым тщательнейшим образом исследовать это утверждение. После многочисленных экспериментов было установлено, что это миф, и красное вино, как и прочие спиртные напитки, ничем не помогает сердцу, а только вредит ему. Типы этилового спирта
Стараниями Всемирной организации здравоохранения о вреде алкоголя знает каждый. Вот только это мало кого останавливает. Напитки на основе этанола продолжают быть одним из самых продаваемых пищевых продуктов. Это притом, что они не относятся к товарам первой необходимости.
Поскольку монополия на их производство и продажу принадлежит государству, цены на них не из дешевых и постоянно растут. В связи с этим постоянные потребители всегда шли и сегодня нередко идут на различные ухищрения, позволяющие приобретать алкоголь дешевле рыночной его стоимости. Помимо самогоноварения, самым распространенным является покупка этилового спирта. В зависимости от его крепости, он разводится водой, и получается та же самая водка домашнего приготовления.
Однако продажа этилового спирта, как и самогоноварение, не особо приветствуется государством, а часто очень даже карается. Поэтому приобретение этанола ушло в подполье. Как правило, его всегда продают работники предприятий, где он производится или где используется, причем чаще для технических целей (например, медицинский или авиационный спирт). Во втором случае не приходится выбирать уровень качества данного продукта. А вот в первом такая возможность теоретически есть.
Какие же существуют типы этанола? Все зависит от того, из чего он изготовлен и насколько тщательно очищен: Базис. Производится из картофеля и зерна. В зависимости от конкретного изготовителя их пропорции могут отличаться. Однако картофельная составляющая не может превышать 60%. Экстра. Сырье для производства, аналогичное базису. Отличием служит степень очистки – она выше. За счет этого количество примесей меньшее. Люкс. На 35% изготовлен из картофельного крахмала, остальные 65% – зерно. Фильтрация имеет несколько степеней. Применяется для водки среднего класса и премиум. Альфа. Это элитный тип этилового спирта. Содержит меньше всего примесей и делается исключительно из зернового сырья.
Что касается крепости, то выделяется 3 категории этила: Спирт-ректификат. Бывает 96,5%, 96,2% и 96%. Медицинский спирт. Крепость его отличается в зависимости от партии или назначения. Она не может быть более 96,9 % и менее 95,1 %. Абсолютизированный этиловый спирт. Самый крепкий – 99,9 %. В отличие от предыдущих двух типов, он не содержит воды и, как следствие, не становится причиной коррозии. Поэтому применяется это вещество чаще в парфюмерии, а также при производстве бытовой химии. Авиационный спирт: что это такое и для чего он использовался?
После окончания Великой Отечественной войны, во избежание повторения чего-то подобного, все силы были брошены на укрепление обороноспособности страны. Выделялись колоссальные средства, благодаря чему выдающиеся инженеры и авиаконструкторы смогли воплотить в жизнь свои самые смелые замыслы. К таким людям относился и Антон Иванович Микоян. Под его руководством было создано немало истребителей, которые были гордостью советской авиации. Как правило, все они именовались в честь Микояна и его коллеги Михаила Иосифовича Гуревича: МиГ.
В большинстве таких самолетов и в подобных им как раз и применялся пресловутый авиационный спирт. Для чего? Чаще всего в качестве химической составляющей противообледенительной системы (ПОС). Дело в том, что водный раствор этанола имеет более низкую температуру замерзания, чем просто вода. Это его свойство широко использовалось, дабы предотвратить обледенение.
В зависимости от типа летательного аппарата для него требовалось разное количество этой жидкости. Самыми спиртопотребляющими считались МиГ-25. Среди летной братии он даже именовался "летающим гастрономом". Для одного полноценного полета такого аппарата требовалось в среднем около 250 л разбавленного этанола + 50-60 л чистого в дополнительном баке.
Этот применяемый в авиации спирт и получил название "авиационный". Кстати, C2H5OH также использовали и в других военных отраслях. В частности, на атомных подлодках. Крепость
В средине ХХ в. у большинства МиГов и ТУ в ПОС применялся классический этанол. В зависимости от разновидности самолета, градусы авиационного спирта и его состав несколько отличались. Поскольку жидкость все равно предстояло разводить, абсолютизированный этанол, естественно, никто не использовал. Как правило, для технических нужд применялся ректификат, реже медицинский спирт.
В связи с этим бытует заблуждение, что на вопрос "Сколько градусов в авиационном спирте?", правильно отвечать: "95-96". Однако это не совсем верно. В зависимости от партии и цели применения крепость авиационного этанола могла варьироваться. К примеру, в многоцелевом советском вертолете МиГ-6 и правда она составляла 96%. В таком летательном аппарате авиационный спирт применялся для обмывки стекол и как резерв к электрообогреву.
В то же время в баки самолетов ТУ-22 заливалась жидкость несколько другой крепости. C2H5OH 96% разбавлялся дистиллированной или минеральной водой. Таким образом, градусы в авиационном спирте опускались до 50 в летнее время. Зимой же количество воды уменьшалось, и крепость составляла 60-70 градусов. Заменитель спирта для авиаторов
В зависимости от модели самолета или вертолета на него выделялись сотни литров C2H5OH. Естественно, это приводило к злоупотреблению среди экипажа и механиков. Большая часть списанной жидкости разворовывалась и перепродавалась. Особенно стал популярен это бизнес в средине восьмидесятых, когда началась ярая борьба с алкоголизмом в СССР. В магазинах водка стала дефицитом. И если в деревнях люди гнали самогон, то в городах это было проблематично. Поэтому ворованный этанол превратился в золотую жилу.
Естественно, при перепродаже приходилось учитывать крепость напитка. В зависимости от того, сколько градусов в авиационном спирте, колебалась его стоимость. В среднем она составляла 7-9 рублей за литр.
Дабы остановить разворовывание, а также не дать спиться ценнейшим кадрам, постепенно стали применять не этанол, а метанол и изопропанол или вводить в его состав различные добавки. В отличие от этилового спирта, эти его заменители были опасны для жизни, при их приеме внутрь. Поскольку пить такую жидкость было нельзя, постепенно в большинстве самолетов стал применяться именно такой состав.
Так что, рассматривая формулу авиационного спирта, стоит учитывать хронологический период. Так, к концу ХХ в. почти повсеместно C2H5OH был вытеснен C3H8O (изопропиловый спирт) или СН3OH (метиловый спирт).
Кстати, в современной российской авиации в роли химической составляющей ПОС применяется жидкость "Арктика" или смесь этиленгликоля. В случаях же, когда можно использовать только этанол, в него добавляют денатурирующего вещества "Битрекс". Оно считается наиболее горьким в мире, и его привкус никак нельзя вывести. Характеристики спирта для авиаторов
Свойства этого вещества напрямую зависели от того, какое именно вещество было его основным составляющим.
Если это этанол, то у такого авиационного спирта были следующие характеристики. Бесцветная летучая жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Легче воды и является отличным растворителем для органических веществ. Температура кипения +78,39 °C, замерзания – минус 114,3 °C.
Авиационный спирт на основе метанола внешне соответствует этанолу. При этом его свойства отличаются. Температура кипения +64,7 °C, а замерзания – –97 °C. При смешивании с водой происходит сжатие и разогревание. Стоит отметить, что для применения в авиации он подходит несколько хуже. Дело в том, что СН3OH травит алюминий и уменьшенная летучесть при холодной погоде. При +10 °C и ниже повышается расход топлива для достижения рабочей температуры. Чтобы разрушить эту проблему, метанол приходится разводить на 10—25 % бензином.
Авиационный спирт на основе изопропанола также является прозрачной летучей жидкостью с резким алкогольным запахом. Однако этот аромат отличается от этанола и метанола. Температура его кипения +82,4 °C, а замерзания – – 89,5 °C. В сочетании с водой образует азеотропную смесь 87,9 % с температурой кипения +80,2 °C.
Можно ли пить авиационный спирт?
Для авиамехаников и летчиков времен СССР подобный вопрос, скорее всего, показался бы глупым. Ведь они не только пили сэкономленный авиационный спирт, но и продавали его другим, зарабатывая себе дополнительные премии к зарплатам.
И хотя такой напиток по качеству очистки и с учетом добавок был хуже магазинного, да и более вреден для организма, последствия его потребления проявлялись лишь с годами. Впрочем, как это бывает и с любым другим алкогольным напитком. Исходя из этого всего, на вопрос, можно ли пить авиационный спирт, следует ответить положительно. С оговоркой, что речь идет именно об этаноле (C2H5OH). Однако не стоит забывать о "Битрексе" и прочих денатурирующих добавках. Если они присутствуют в жидкости, она становится непригодной для пития.
Когда же под понятием "авиационный спирт" подразумеваются его современные технические заменители, употреблять внутрь его категорически запрещено. Ведь от метанола (СН3OH) можно ослепнуть, а то и вовсе отдать Богу душу. Причем с 99% вероятностью. Хотя на вид, запах и по вкусу он идентичен этанолу. Чтобы различить их, жидкость можно поджечь. Этиловый спирт горит синим пламенем, метиловый – зеленым.
Еще один способ, отличить C2H5OH от СН3OH – опустить в жидкость очищенный картофель. А этаноле он останется прежним, а в метаноле приобретет слегка розоватый оттенок.
Что касается изопропанола, то его резкий запах никак не спутаешь с этиловым спиртом. Как называли такой напиток на жаргоне?
Разобравшись с характеристиками и узнав, для чего используется авиационный спирт, стоит рассмотреть его сленговые названия.
Именовали данный напиток по-разному. Чаще всего "шпага" и "шило".
Во время сухого закона средины восьмидесятых – "Массандра" и "шасси-ликер". Кстати, на сленге подводников, как и в авиации, спирт – "шило". Происхождение подобных названий
Происхождение столь разнообразных имен овеяно легендами. Существовали такие способы расшифровки слова "Массандра": " Микоян Авиацию Снабдил Алкоголем — Народ Доволен Работой Авиаконструктора" и " Микоян Артем – Славный Сан Армянского Народа – Дарит Радость Авиаторам". В действительности, именовался авиационный спирт "Массандрой" потому, что так назывался виноградовинодельческий комбинат на южном берегу Крыма. До антиалкогольной кампании Горбачева он производил отличные вина, которые славились на весь СССР. Однако с 1985 г. приобрести подобные напитки стало весьма проблематично. Поэтому, утешаясь разбавленным авиационным спиртом, его в шутку сравнивали со знаменитым вином и называли "Массандра".
Прозвище "шасси-ликер" этот напиток получил из-за добавления к нему глюкозы. Она придавала напитку сладковатый вкус, который и сравнивали с ликером.
Название "шпага" пришло из-за прорезиненной линейки, которой измеряли уровень авиационного спирта в баке самолета.
А вот кличка "шило" пришла с флота. Там в старину спирт хранился в специальных опечатанных кожаных бурдюках. Хитрые матросы, дабы не срывать печатей, прокалывали емкости шилом и набирали себе жгучего напитка во фляги. Добытое таким образом спиртное называлось "шильным" или "шилом". Позже это название перекочевало и в авиацию. Народные способы очистки шпаги
В завершении стоит узнать, как фильтровался авиационный спирт во времена СССР. После заливки его в баки и содержания в других емкостях не для пищевых продуктов он приобретал массу дополнительных неприятных составляющих. Так что потребление авиационного этанола практически всегда было сродни русской рулетке. Однако летчики в физике и химии разбирались неплохо, поэтому придумывали различные способы очистить потребляемый продукт и улучшить его вкус.
Среди вредных веществ в составе Массандры наибольшую опасность представляли ртуть и свинец. Чтобы отфильтровать их, замораживали металлический лом до минусовой температуры и сливали по нему авиационный спирт. Это ухищрение позволяло примесям осесть на ломе, и полученная жидкость была более безопасной.
Также шило нередко приходилось отделять от смешавшегося с ним керосина. Его, кстати, часто доливали в авиационный спирт именно для того, чтобы его не разворовывали. Таким образом, несмотря на все фильтрационные ухищрения, у напитка оставался керосиновый запах, и от него появлялась отрыжка с соответствующим ароматом.
В народе существовало несколько способов очистки такой смеси. Как правило, в нее доливали воду, которая смешивалась со спиртом. Керосин же, как более легкая жидкость, всплывал наверх. Далее одни поджигали смесь, давая выгореть керосину. Другие производили все манипуляции в емкости с краником снизу. Открыв его, они аккуратно сливали воду со спиртом.
Также в водку, полученную их авиационного спирта, добавляли активированный уголь.
Насколько действительно эффективны были подобные ухищрения – сложно судить. В любом случае здоровье у каждого свое, как и голова на плечах. Поэтому сегодня лучше не испытывать подобные сомнительные методики на себе любимом. Тем более на дворе уже не 1985 г., и алкоголь любого типа и даже настоящую "Массандру" можно купить в магазине. Автор: Юлия Шамшурина 30 Июля, 2018
Категория: Новости